ЮМОР КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЁЖИ В КОНТЕКСТЕ КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИИ

Русский

Плешаков В.А. Юмор как средство социального воспитания молодёжи в контексте киберсоциализации [Электронный ресурс] // Академик. 2018. №3. URL: http://academic-journal.ru/ru/3-2018_Pleshakov (дата обращения: хх.хх.хххх)

УДК 37

Плешаков Владимир Андреевич
кандидат педагогических наук, доцент,
профессор кафедры социальной
педагогики и психологии
Московского педагогического
государственного университета
dionis-v@yandex.ru

Аннотация. В статье юмор рассматривается в качестве средства социального воспитания молодёжи в контексте киберсоциализации. Обосновывается необходимость разработки «педагогической юморологии» и использования современных возможностей Интернета, в частности, интернет-мемов, в контексте социального воспитания молодёжи.

Одним из основных принципов жизнедеятельности человечества в современном мире является поддержание благоприятных отношений между людьми и стремление избежать, или, по крайней мере, сгладить конфликты. При этом в условиях продолжающегося развития в XXI веке политической, экономической, социальной и других сфер общества усиливается интерес к юмору как средству примирения людей, урегулирования отношений между странами, сохранения ценностей человечества. В этой связи нельзя не упомянуть проблему взаимопонимания и роль юмора в общении среди молодёжи.

Определимся с категориями «молодёжь», «воспитание», «социальное воспитание», «юмор».

Молодёжь – социально-активная группа общества любой страны, её можно назвать двигателем прогресса. Однако исследователи рассматривали эту группу населения по-разному, а также определяли отличные друг от друга возрастные рамки молодёжи. И.С. Кон писал: «молодёжь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации» [1, С. 85.]. В.Т. Лисовский определял молодёжь как «поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодёжи могут колебаться от 16 до 30 лет» [2, С. 48.]. В современном правовом поле установлены возрастные границы молодёжи с 14 до 30 лет, и в Распоряжении Правительства РФ от 29.11.2014 года № 2403-р говорится следующее: «молодёжь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных особенностей, социального положения и характеризующаяся специфическими интересами и ценностями. Эта группа включает лиц в возрасте от 14 до 30 лет, а в некоторых случаях, определённых нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, – до 35 и более лет, имеющих постоянное место жительства в Российской Федерации или проживающих за рубежом (граждане Российской Федерации и соотечественники)…» [3].

Занимаясь обучением и социальным воспитанием молодёжи, нам необходимо помнить, что смех, как естественное выражение юмора, несёт в себе определённую педагогическую ценность. Ведь педагог, который в своей деятельности использует разные средства юмора (например, анекдоты, поговорки, метафоры и др.), может уменьшать «когнитивное напряжение» на занятиях, оказывать тем самым положительное эмоциональное воздействие на аудиторию, а не только расширять кругозор учеников (школьников, студентов или слушателей).

Если под воспитанием понимать «создание условий для активной жизнедеятельности молодого человека, гражданского самоопределения и самореализации, максимального удовлетворения потребностей в физическом, интеллектуальном, культурном и нравственном развитии» [4, С. 171.], то социальное воспитание подразумевает организацию условий и стимулирование развития человека, его социального становления с использованием всех социальных воздействий. Соответственно, социальное воспитание даёт возможность человеку овладеть необходимыми для оптимального функционирования общества социальными, духовными и эмоциональными ценностями (знаниями, убеждениями, умениями, нормами, отношениями, образцами поведения). Основной задачей социального воспитания является создание условий для достижения его участниками успешной социализированности, которая предполагает одновременный баланс между адаптацией человека в обществе и обособленности от него.

Социальное воспитание осуществляется в семье, образовательных учреждениях, в среде неформального общения. Социальное воспитание реализуется обществом и государством в организациях, созданных для этой цели или занимающихся им наряду со своими основными функциями (общественные организации, предприятия, армия, партии и др.) и предполагает взращивание человека в специально организованных воспитательных организациях в процессе планомерного создания условий для его относительно целенаправленного позитивного развития и духовно-ценностной ориентации. Так, например, в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р) говорится следующее: «приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины» [5].

Социальное воспитание, реализуемое в общественных организациях различных видов и типов, даёт молодым людям опыт взаимодействия с другими людьми, создаёт условия для позитивного развития, самопознания, самоопределения и самореализации, в целом для приобретения опыта адаптации и обособления в социуме.

В классическом понимании воспитания происходит воздействие семьи, общества, коллектива, группы на человека для формирования у него определённых знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, подготовка в целом к жизни, умения решать жизненные задачи. В контексте же киберсоциализации уместно говорить о том, что человек, наряду с приобретаемыми в предметной действительности знаниями, умениями и навыками, усваивает также знания, формирует на их основе умения и развивает навыки, происходит становление его идеалов в процессе его жизнедеятельности в киберпространстве.

Социальное воспитание в классическом понимании и социальное воспитание в контексте киберсоциализации, по нашему мнению, взаимосвязаны, они дополняют друг друга, но вместе с этим «…они неравнозначны и ни при каких условиях не должны рассматриваться как полноценные и самодостаточные альтернативы друг другу» [6, С. 134.].

Социальное воспитание должно меняться, как меняются все сферы повседневной жизни человека: виды деятельности, потребности, взаимоотношения, общение, культурные запросы. Социальное воспитание призвано всем своим содержанием «вооружить» подрастающее поколение тем, что необходимо человеку для жизни в обществе, прививать ему необходимые нормы и формы поведения, ценности, идеалы, мировоззренческие позиции, способность самореализации личности.

Мы придерживаемся определения социального воспитания А.В. Мудрика, который понимает его как «…планомерное создание условий для относительно целенаправленного развития и духовно-ценностной ориентации человека в процессе его социализации» [7].

Марк Твен утверждал: «Юмор приводит в действие механизм мысли». Внимание молодёжи к остроумному и смешному, как особому – специфическому – способу передачи и переработки информации, можно объяснить тем, что сообщение юмористической направленности, как правило, более компактно, но вместе с тем многопланово и способно передать ограниченным знаковым набором большое количество информации, а если прибавить к этому ум и воспитание «Человека Шутящего», то подобное сообщение можно преподнести так, что ещё долго люди будут смеяться и задумаются над сутью его шутки.

Наличие чувства юмора у человека делает его в глазах других людей привлекательнее. Так, есть мнение, что самокритичный юмор «выступавшего» делает его обаятельнее в глазах «зрителей». Это объясняется тем, что подобный юмор освещает т.н. «тёмную сторону» привлекательных индивидов, которые иначе кажутся лишёнными недостатков [8]. Комическое позволяет совместно испытывать яркие эмоции, причем положительные, а это, в свою очередь, сильный способ упрочения социальных связей. Следовательно, если кто-то может веселить всех (или многих), может усилиться и сплоченность данной группы.

Юмор, помимо налаживания контактов, может сделать ту или иную ситуацию более психологически безопасной. Одновременно с этим юмор и смех могут свидетельствовать как об отсутствии опасности в данной ситуации, так и о способности человека справиться со сложившейся непростой ситуацией путём её высмеивания.

В теоретическом плане ситуация с юмором как средством социального воспитания неоднозначна. С одной стороны, можно говорить о том, что формируется отдельная наука «юморология», как её назвал М. Апт [9, P. 6.]. С другой стороны, недостаточно осмыслены и изучены место и роль юмора в жизни и деятельности человека, его природа, возможности и ограничения. И.С. Домбровская говорит о том, что «…в психологии не проделан категориальный анализ понятия юмора, не написана история развития способности к юмору в ходе культурогенеза, не понята и не объяснена сущность юмора» [10, С. 5.]. С каждым годом растёт количество исследований по теме юмора по всему миру, но большая их часть посвящена частным и узким темам, затрагивающих феномен юмора лишь в контексте других проблем и ситуаций.

Отметим также, что в отечественной психологии практические исследования юмора (А.М. Арбитайло, Н.П. Дедов, Т.В. Иванова и др.) преобладают над теоретическими, последних очень мало, в основном это тезисы и статьи, редко можно встретить диссертации, но они имеют место быть (А.М. Арбитайло, Н.В. Иванова, А.В. Кременецкая и др.). Мы рассматриваем это как свидетельство о том, что обыденное осмысление юмора происходит быстрее и интенсивнее, чем теоретическое.

Юмор как эстетическая категория многогранен. Он «…вбирает целую гамму переживаний и оттенков чувств, способствует утверждению положительного эстетического идеала, знаменуя победу гуманного в человеке» [11].

Одно из самых простых и точных определений юмора принадлежит В.И. Далю: «Юмор – веселая, острая, шутливая складка ума, умеющая подмечать и резко выставлять странность обычаев, порядков и нравов» [12, С. 730.]. И хотя юмор шире любого определения, он указал на существенную его особенность: это свойство психики человека, состоящее в умении «подмечать странности».

Д. Флагел в словаре по социальной психологии (статья «Юмор и смех») сместил акцент на значимость культурных традиций и положение социальных групп: «освобождение энергии, связанное с юмором и смехом, связано с разрушением социальных запретов» [цит. по 13, С. 12.]. М. Чойси считал смех «защитной реакцией против страха запрета» [цит. по 13, С. 12.]. Человек, по его мнению, при помощи смеха преодолевает страх перед отцом, матерью, властями, сексуальностью, агрессией и так далее. Е. Крис считал комизм не просто средством освобождения энергии, но также «возвращением к детскому опыту» [14].

Способность замечать необычности в своём окружении не только порождает удовольствие, но и помогает не теряться в мире, то есть повышает приспособленность к жизни в обществе. Так как человеку свойственна способность самоотражения, то ему приятно сознавать, что он в состоянии примечать ошибки и нелепости (особенно отчетливо это проявляется у молодёжи). А способность обнаруживать закономерности и связи в кажущемся беспорядке, т.е. там, где на первый взгляд таких связей нет, служит предпосылкой остроумия. В этом и состоит психологическое отличие между остроумием и чувством юмора: забавное, смешное – находят, а остроту – создают (работа остроумия).

В большинстве суждений о натуре комичного есть идея, согласно которой способность к восприятию юмора является эволюционным приобретением, что в первобытном социуме существовала определённая необходимость, обуславливавшая усвоение человеком данной способности. «Исходя из этого, попытаться объяснить природу юмора – это попытаться понять ту самую необходимость, а также постараться описать закономерности, по которым какие-либо явления относятся нами к юмору. Если рассматривать юмор в таком ключе, можно очень быстро прийти к выводу, что в потаённых уголках человеческого мозга содержится генетическая память, позволяющая узнавать смешное и управляющая механизмами, вызывающими положительные эмоции, такие как восторг и радость» [15].

Известный психолог Род Мартин, автор книги «Психология юмора» [16], предпринимая попытки разъяснения феномена юмора, говорит о том, что «…создано немало теорий для выявления необходимых и достаточных условий возникновения смеха и юмора, определения их механизмов и выяснения причин, почему вообще юмор приятен людям».

Немалое влияние на исследования в области естества комического оказали идеи английского философа Т. Гоббса. Они стали началом теорий юмора и смеха как чувства превосходства. Английский социолог и философ Г. Спенсер в своём подходе различал сардонический и комический виды смеха. Он считал, что ядро смеха содержится в физиологии человека. Позже эта идея получила развитие в трудах З. Фрейда, который «… показал, что со смехом напрямую взаимосвязаны комизм, юмор и остроумие» [15]. Психолог Ч. Грунер развивал идею превосходства, где юмор рассматривался как игровая агрессия, в которой проявляется торжество победителя над побеждённым. В свою очередь психолог и педагог Т. Рибо приводит классификацию теорий смешного – он выделяет теорию превосходства и теорию несовместимости объектов.

Изучая природу карнавального смеха, философ М.М. Бахтин взял для примера творчество Ф. Рабле. Ему удалось выяснить, что основными чертами такого смеха являются «обращённость на весь мир, универсальность, амбивалентность, направленность на самих смеющихся, свободно-игровой характер, незавершенность и устремленность в будущее» [17]. По М.М. Бахтину, участвуя во всенародном веселье карнавала, «человек становится раскрепощенным и освобождается от всех цензур и внутренних барьеров, теряет страх перед регуляторами жизни и внешними запретами» [17, С. 521.]. Искусствовед и филолог Д.С. Лихачев в процессе изучения русской «смеховой культуры» отмечал, что «смех находится в оппозиции к осмеиваемой культуре и способствует её замене новым типом культуры» [18].

В контексте обучения и социального воспитания молодёжи назрела необходимость разработки «педагогической юморологии». Вдобавок к этому, учитывая экспансивное развитие технологий и информационного общества, актуальным можно считать вопрос не просто существования феномена юмора в Интернете, но использования возможностей интернет-юмора в образовании и социальном воспитании молодёжи.

Педагогическая юморология может базироваться на теоретических положениях отечественной психологии о взаимосвязи когнитивных и эмоциональных процессов, а также на культурно-исторической психологии (Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев и др.), психологии юмора (А. Бергсон, Дж. Коллинз, А.Н. Лук, Р. Мартин, М.В. Мусийчук, З. Фрейд и др.), деятельностном подходе к воспитанию (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, А.В. Мудрик, С.Л. Рубинштейн и др.), личностном подходе к воспитанию (К.А. Абульханова, А.В. Петровский и др.), аксиологическом (Б.Т. Лихачёв, Н.Д. Никандров, В.А. Сластёнин) и киберонтологическом подходах в образовании (О.И. Воинова, В.А. Плешаков).

В работе «Эмигрировавшие в Интернет» А.А. Зубрилин и Р.И. Александрова [19], анализируя т.н. «виртуальный мир» Интернета, выделяют следующие характерные черты Сети:

  •          она структурно копирует человеческий мир;
  •          в ней сглаживаются временные и пространственные рамки;
  •          усиливаются интеллектуальные возможности и создаются предпосылки к возникновению суперинтеллекта;
  •          можно вести речь о полном игнорировании в рамках Сети нравственных традиций и установок.

Как говорится, в Интернет молодые люди «приходят» со своими потребностями, установками, ценностями, идеями, целями и т.п. Современная Сеть может удовлетворить почти любую потребность молодёжи. Это и общение (в первую очередь, в социальных интернет-сетях), и проведение досуга, и познавательная и профессиональная деятельность в Сети. Киберсоциализация стала популярным видом социализации среди молодёжи [6]. Как следствие, и социальное воспитание преобразуется под влиянием киберпространства, и осуществляется теперь ещё и в нём. А юмор становится средством социального воспитания молодёжи в контексте киберсоциализации.

Особенности киберкоммуникации молодёжи предполагают создание специфических, новых источников комизма, природа которых обусловлена действием иных, отличных от используемых в традиционных сферах общения механизмов. И одним из таких источников можно считать так называемые интернет-мемы. Понятие «мем» было введено этологом Ричардом Докинзом в 1976 году в книге «Эгоистичный ген», он впервые предложил концепцию репликатора в приложении к социокультурным процессам. В широком смысле мем – это «некий образ, идея, объект культуры, который перенимается многими членами общества» [20]. Понятия «мем» и «меметика» с 1988 г. включены в Oxford English Dictionary – словарь, задающий нормативные категории научной и информационной сферы. При том, что мем рассматривается как механизм передачи информации, не всякая информация подвергается спонтанному распространению среди интернет-пользователей, а только та, которая каким-либо образом оставляет многих пользователей неравнодушными к ней, вызывает интерес или порождает ассоциации.

Надо полагать, мем, в силу символьной опосредованности высших психических функций человека, будучи знаком, обладает способностью некоторым образом воздействовать на психику и поведение человека уже по сути своей. Но далеко не все мемы, являясь своего рода «ментальными вирусами», настолько могущественны и неуправляемы. И причина мощного влияния некоторых из них на человека, судя по всему, кроется именно в случайном или нарочитом родстве составляющих их лексем с архетипическими образами и символами.

Понятие интернет-мема, родственное понятию мема в меметике, вошло в употребление в середине первого десятилетия XXI века. Так стали называть спонтанно распространяющуюся информацию или фразу, часто бессмысленную, внезапно приобретшую популярность в интернет-среде посредством передачи всеми возможными способами (по электронной почте, в мессенджерах, форумах, блогах и др.).

Спонтанному неконтролируемому распространению от одного интернет-пользователя к другому подвержена не всякая информация, а только та, которая каким-либо образом оставляет многих пользователей неравнодушными к ней. Традиционно подобным образом распространялись анекдоты, шутки и ссылки на медиа-объекты юмористического и развлекательного характера (сначала картинки, затем флэш-ролики, гифки, звукозаписи, видеозаписи), но специальное внимание на явление, названное затем «интернет-мемами», обратили, когда по тому же принципу стал распространяться контент, на традиционные анекдоты и развлечения не похожий.

Молодёжь часто сталкивается с негативными явлениями или ситуациями на просторах Интернета. И справиться с ними может помочь чувство юмора. Увидеть смешную сторону обидного события, задевшего человека, трудно, тем более это трудно в ситуации угрозы, или перед лицом опасности. «Чтобы подняться над неприятной ситуацией и уловить в ней комизм, нужна большая сила духа. В то же время чувство юмора в высшем своем проявлении – в способности пошутить также и над собой – становится источником душевной стойкости и бодрости, помогает переносить неизбежные на жизненной дороге падения и неудачи» [21].

Также в Сети случаются ситуации, когда юмор может служить инструментом урегулирования конфликта или снятия напряжения. Бернард Шоу говорил: «Иногда надо рассмешить людей, чтобы отвлечь их от намерения вас повесить» [22]. Многое зависит от человека, с чем он приходит в Сеть: с духовной доминантой сознания – с желанием разрядить обстановку, сплотить коллектив, или с доминантой животного – в таком случае юмор приведёт к агрессии, разобщению и раздражению людей, поскольку в основе природы юмора лежат одновременно и агрессивное и позитивное начала.

Таким образом, мы приходим к следующим выводам:

1. Социальное воспитание молодёжи в XXI веке происходит не только в привычном предметном мире, но и на просторах символьно-знаковой реальности киберпространства. Главной, на наш взгляд, особенностью является то, через какие каналы и на основе какого контента происходит усвоение норм и ценностей, опыта, организуется взаимодействие пользователей, каким образом осуществляется общение, реализуются досуг, познание, работа в Сети, какое влияние впоследствии всё это оказывает на молодого человека. Мы считаем, что в норме молодой человек, будучи вполне уже устоявшейся личностью с набором определённых знаний, умений и навыков, будучи определённо воспитанным, будет соответствующим образом себя вести и в киберпространстве. При этом агрессивные представители молодёжи не во всех случаях будут также агрессивно вести себя в Интернете, или, напротив, будучи уравновешенными людьми, в Сети они захотят «дать волю эмоциям» и вести себя агрессивно по отношению к другим пользователям. Считается, что современному молодому пользователю Сети необходимо бежать от тревоги, порождённой уже не только и не столько космогоническими процессами, сколько обращением к себе и своей сути, к своим чувствам, Интернет предоставляет ему такую возможность.

2. В социальных интернет-сетях сформировались и господствуют определённые виды юмора (социально-направленный, политический, профессиональный и т.д.) [23]. Они отображают нашу повседневную в предметной действительности и в символьно-знаковой реальности киберпространства жизнь через карикатуры, демотиваторы, мемы или другую форму (картинки с текстом, гифки, статусы); но содержание (то, как явление отображено), как то или иное событие освещено в тех же интернет-мемах, может быть разным в зависимости от того, насколько воспитан молодой человек, сгенерировавший мем, став его креатором, и как он сам и потребители его мема реагируют на те или иные проявления юмора в Интернете.

3. Юмор может быть ресурсом и средством социального воспитания молодёжи в контексте киберсоциализации, поскольку содержание юмористического контента в Сети напрямую зависит от ценностных установок молодёжи, как «протребителей» (одновременно потребителей и создателей) такого контента. При этом необходимо учитывать такие важные моменты, как личность субъекта (собственно, креатора юмора) и объекта (собственно, представителя молодёжи) данного воспитания, темы, на которые можно и не допускается шутить, как при этом говорить с молодым человеком о них. Ибо «самое смешное – это лишь лёгкое преувеличение того серьёзного, что окружает нас в реальной жизни» (Чарльз Чаплин).

Список литературы

  1. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.
  2. Лисовский В.T. Советское студенчество. Социологические очерки. М.: Мысль, 1990.
  3. Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171835 (дата обращения: 30.05.2018)
  4. Преподаватель вуза: технологии и организационная деятельность: Учеб. пособие / Под ред. д-ра экон. наук, проф. С.Д. Резника. М.: ИНФРА-М, 2010.
  5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Об утверждении стратегии развития воспитания на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/18312 (дата обращения: 30.05.2018)
  6. Плешаков В.А. Теория киберсоциализации человека: монография / Под общ. ред. чл.-корр. РАО, д.п.н., профессора А.В. Мудрика. М.: МПГУ; «Homo Cyberus», 2011.
  7. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику: учебно-методическое пособие. Издание 2-е, переработанное. М.: Московский психолого-социальный институт, 2009.
  8. Серьёзно про юмор. Психология смеха и шуток / Психология счастливой жизни [Электронный ресурс]. URL: http://psychok.net/psikhologiya-krasoty-i-zdorovya/kak-borotsya-so-stressom/513-serezno-pro-yumor-psikhologiya-smekha-i-shutok (дата обращения: 30.05.2018)
  9. The Primer of Humor Research / edited by Victor Raskin. Berlin/New York: Mouton de Gruyter. 2008
  10. Домбровская И.С. Юмор в контексте развития. Монреаль: Accent Graphics Communications, 2014
  11. Важенина О.В. Воспитательная ценность юмора / Классный час для руководителя // Интерактивное образование. 2014. Вып. № 52 [Электронный ресурс]. URL: http://io.nios.ru/articles2/1/6/vospitatelnaya-cennost-yumora (дата обращения: 30.05.2018)
  12. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. М.: ЭКСМО, 2000
  13. Дмитриев А.В. Социология юмора: Очерки. М., 1996.
  14. Теория юмора / Humor Theory [Электронный ресурс]. URL: http://www.humortheory.com/index.php/teoriya-yumor (дата обращения: 30.05.2018)
  15. Ногалес К. Теории юмора и природа комического / Чувство юмора. Как научиться шутить? // 4brain – обучение полезным навыкам [Электронный ресурс]. URL: https://4brain.ru/humor/theory.php (дата обращения: 30.05.2018)
  16. Мартин Р. Психология юмора / Пер. с англ. под ред. Л.В. Куликова. СПб.: Питер, 2009.
  17. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Художественная литература, 1990.
  18. Лихачев Д.С., Панченко А. M., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси. Л., 1984.
  19. Зубрилин А.А., Александрова Р.И. Эмигрировавшие в Интернет // Человек. 2002. № 4. С. 131-137.
  20. Щурина Ю.В. Интернет-мемы как средство межкультурной коммуникации // Филология. 2012. Вып. №3. С. 160-171.
  21. Структура чувства юмора / Pro-Psixology.ru – Сайт о психологии [Электронный ресурс]. URL: https://pro-psixology.ru/yemocii-i-lichnost/chuvstvo-yumora/328-struktura-chuvstva-yumora.html (дата обращения: 30.05.2018)
  22. 30 цитат Бернарда Шоу против нытья и лени / Adme.ru – сайт о творчестве [Электронный ресурс]. URL: https://www.adme.ru/vdohnovenie-919705/luchshie-citaty-bernarda-shou-533355 (дата обращения: 30.05.2018)
  23. Румянцева Е.Г. Проблема классификации юмора в Интернете на примере социальной сети / Е.Г. Румянцева // Сборник докладов IX Межвузовской конференции молодых ученых по результатам исследований в области педагогики, психологии, социокультурной антропологии / Ред.-сост. А.С. Обухов. М.: ООДТП «Исследователь»; МПГУ, 2014. С. 319-322.

HUMOUR AS MEANS OF SOCIAL EDUCATION OF YOUTH IN THE CONTEXT OF CYBERSOCIALIZATION

Pleshakov, Vladimir A.
PhD in Pedagogic sciences, associate Professor,
Moscow Pedagogical State University

Abstract. In article the humour is considered as means of social education of youth in the context of cybersocialization. Need of development of "a pedagogical humorologiya" and use of modern opportunities of the Internet, in particular, of Internet memes, in the context of social education of youth is proved.

Keywords: cybersocialization, social education, humour, youth, Internet, humorologiya, «pedagogical humorologiya».

Яндекс.Метрика